воскресенье, 26 октября 2014 г.

Социальные нормы  и  отклоняющееся поведение

Социальные ценности и нормы

Ценность – положительная  или отрицательная значимость какого-либо объекта (природного и культурного предмета, явления, идеи, поступка)  для субъекта (человека, группы, общества).
Уверенно можно говорить о наличии единой, высшей и абсолютной социальной ценности всех культур — человека и его жизни. Все остальные ценности служат сохранению и развитию человека. К ним в первую очередь относятся добро, истина, красота, справедливость, честь, порядочность, честность, любовь, дружба, верность, патриотизм и т. д.
Социальная ценность - компонент общественной жизни (социальной системы), наделенный особым значением в сознании индивидуума или в общественном сознании. Социальной ценностью может обладать любой объект (материальный или идеальный), если он служит неким фокусом устремлений, желаний для личности или группы, рассматривается как важное условие существования.

Духовное регулирование социальных явлений представляет собой сложную систему, куда, помимо ценностей, осуществляющих самую общую регуляцию поведения, входят еще и социальные нормы.

Норму определяют как признанный обязательным порядок, стандарт, образец, как форму регуляции и контроля различных систем — биологических, технических, а также социальных. Норма устанавливает границу (меру) возможного и должного.

Социальная норма – общеобязательное правило поведения, устанавливающее допустимые границы деятельности.

Социальные нормы понятие и - Обозреваем время


Отклоняющееся поведение

Негативные отклонения от социальных норм на уровне личности проявляются, прежде всего, в преступлениях и иных правонарушениях, в аморальных поступках. На уровне малых социальных групп эти отклонения проявляются в деформациях, нарушениях нормальных взаимоотношений людей (раздоры, скандалы и т. д.). В деятельности государственных и общественных организаций такие отклонения проявляются в бюрократизме, волоките, коррупции и других явлениях. Отклонения от норм могут носить и позитивный характер, т. е. иметь полезные для общества следствия (например, проявления инициативы, новаторские предложения, направленные на улучшение общественных отношений). Бывают и сугубо индивидуальные, не приносящие никакого вреда особенности поведения отдельного человека: чудачество, эксцентричность.

Причины отклоняющего поведения:
  • В конце XIX в. было выдвинуто биологическое объяснение причин отклонений: наличие у некоторых людей прирожденной предрасположенности к нарушениям социальных норм, которая связана с физическими особенностями индивида, преступным темпераментом и т. п. Эти теории в дальнейшем были подвергнуты убедительной критике.
  • Другие ученые искали психологическое объяснение причин отклонений. Они пришли к выводу, что большую роль играют ценностно-нормативные представления личности: понимание окружающего мира, отношение к социальным нормам, а главное — общая направленность интересов личности. Исследователи пришли к выводу, что в основе поведения, нарушающего установленные нормы, лежит иная система ценностей и правил, чем та, которая закреплена в праве. Исследования показали, что низкое самоуважение, самоунижение в подростковом возрасте компенсируется в дальнейшем отклоняющимся поведением, с помощью которого удается привлечь внимание к себе, добиться одобрения со стороны тех, кто оценит нарушение норм как признак «сильной» личности.
  • Широкое признание получило социологическое объяснение причин отклонений от социальных норм. Известный социолог Э. Дюркгейм показал зависимость отклоняющегося поведения от кризисных явлений в общественном развитии. Во время кризисов, радикальных социальных перемен, в условиях дезорганизации социальной жизни (неожиданные экономические спады и подъемы, падение деловой активности, инфляция) жизненный опыт человека перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это способствует возникновению отклоняющегося поведения.
  • Некоторые ученые связывали отклоняющееся поведение с конфликтом между господствующей культурой и культурой какой-либо группы (субкультурой), отрицающей общепринятые нормы. В этом случае преступное поведение, например, может быть результатом преимущественного общения индивида с носителями преступных норм. Преступная среда создает свою субкультуру, свои нормы, противостоящие нормам, признанным в обществе. Частота контактов с представителями преступного сообщества влияет на усвоение человеком  норм антиобщественного поведения
Источник: Учебник по обществознанию под редакцией Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, К.Г. Холодковского (профильный уровень)

Комментариев нет:

Отправить комментарий