воскресенье, 28 сентября 2014 г.

Социальные институты

Социальный  институт - это набор социальных ролей, комплекс устойчивых общепринятых моделей поведения, совокупность норм, его регулирующих.
К признакам социального института относят также использование символов. Например, символы государства — флаг, герб. Символом бракосочетания и создания семьи во многих странах являются обручальные кольца. В производстве используются фабричные марки, патентные знаки. Институты имеют и свои материально-вещественные проявления, например школьное здание, семейный дом, производственное помещение, правительственное здание и т. п.
Сам процесс становления института — институциализация — проходит ряд этапов.
Социологи различают следующие фазы:
• возникновение насущной потребности, осознание ее обществом, формирование на этой основе общих целей;
• постепенная выработка социальных норм, призванных регулировать соответствующую область;
• создание особой системы знаков, символов, говорящих о принадлежности к данному институту;
• возникновение соответствующей системы статусов и ролей;
• создание материальной базы социального института;
• включение сложившегося института в существующую социальную систему, формирование набора санкций для обеспечения ожидаемого поведения.

Министерство регионального развития назвало Калининградскую область лидером по росту промышленного производства - Калининград иСоциальные институты подразделяются на главные и неглавные (неосновные), которые входят в главные. Социологи выделяют пять главных институтов (групп институтов), призванных удовлетворять базовые потребности людей. Экономические институты (производство, рынок) связаны с необходимостью добывать средства существования. Потребности в безопасности, поддержании социального порядка призваны обеспечивать политические институты, включая важнейший из них — государство. Институт семьи, призванный регулировать брачные отношения, рождение и воспитание детей, связан с фундаментальной потребностью в продолжении рода. Еще один круг базовых потребностей людей заключается в обогащении знаний и представлений об окружающем мире, в передаче накопленного опыта подрастающим поколениям, в социализации молодежи. Их удовлетворению служат социально-культурные институты — наука, образование, культура. Духовным потребностям в поиске смысла жизни, нравственном совершенствовании отвечает институт религии.
Великий Новгород Новгородская область может дополнительно получить на модернизацию системы образования не менее 200 млн. рублейНеосновные институты, в отличие от главных, выполняют более частные задачи. Например, в состав экономических институтов входит институт собственности, призванный регулировать отношения владения, пользования, распределения. Институт семьи включает институт брака, связанный с положением, правами и обязанностями супругов. Среди государственных институтов, например, институт президентства, институт монархии.
Уже рассмотренная нами связь основных институтов и базовых потребностей человека и общества показывает, что главная функция любого института — удовлетворение определенной потребности (ради этого и создается сам институт). Эти функции открыто определяются, записываются в законах, программах, уставах; закрепляются в системах социальных статусов. Так, цели образования в нашей стране нашли отражение в Законе РФ «Об образовании», задачи и функции Академии наук записаны в ее уставе. Такие функции называют явными.
Помимо явных, декларируемых, социальным институтам присущи и скрытые функции. Возьмем, к примеру, производство предметов потребления. Его явная функция очевидна  —  удовлетворять потребности людей через комплекс разнообразных товаров (продукты, ткани, посуда, мебель, товары длительного пользования и т. п.)  в пище, тепле, комфортной среде обитания. Но есть у этого производства и скрытая функция. Она, по мнению американского социолога Т. Веблена, заключается в том, что производство этих вещей помогает нам повышать собственный престиж в своих глазах и глазах окружающих.
Если скрытые функции приобретают негативный характер, а главные функции не реализуются, можно говорить о дисфункции самого социального института. К примеру, одним из проявлений дисфункции какого-либо государственного органа может стать его бюрократизация. В этом случае акцент в деятельности смещается с целей на средства.
Дисфункция социального института может проявляться в падении его престижа в обществе, в неопределенности, размытости целей, а также в потере такого качества, как деперсонализация.

Социальная инфраструктура

В широком смысле к социальной инфраструктуре относят все так называемые объекты материально-вещественной среды (здания, средства связи и т. п.), которые обеспечивают трудовую, социальную, политическую, культурную, бытовую и другие области.
Есть и иное, более узкое, значение этого понятия. Некоторые исследователи различают экономическую и собственно социальную инфраструктуру. К первой относят комплекс объектов и хозяйственных отраслей, обслуживающих производство: производственные помещения, склады, связь, транспортное сообщение и др.  В социальную же инфраструктуру включают те объекты, которые необходимы для бытовой, досуговой деятельности человека, для его развития, поддержания здоровья, — учреждения культуры, образования, здравоохранения, пассажирский транспорт, водообеспечение, предприятия торговли и общественного питания, средства связи, спортивные и оздоровительные сооружения.
Степень развития социальной инфраструктуры — важнейший показатель уровня развития региона, страны. Создание отвечающей современным требованиям инфраструктуры является важнейшей задачей местной и центральной власти, государства в целом, всего общества.

Источник: Учебник по обществознанию под редакцией Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, К.Г. Холодковского (профильный уровень)

Комментариев нет:

Отправить комментарий