Характеристика
Малая группа – немногочисленная по составу
совокупность людей, члены которой объедены общей деятельностью (целями и
задачами) и находятся в непосредственном личном общении.
Признаки:
- Немногочисленность – 22 человека.
- Общая деятельность: учеба, посещение уроков, выполнение домашних заданий. Общие цели и задачи: окончить школу, получить аттестат и т.п.
- Непосредственное общение (общение в школе и вне школы).
- Пространственное и временное соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность личных контактов. (Единые кабинеты, расписание уроков и звонков).
- Определенная структура организации и управления ( классный руководитель распределяет обязанности каждого в классе, учителя задают домашние задания, проверяют их, дежурные учителя следят за внешних видом и делают замечания).
- Внутренняя расчлененность функций (Таня составляет список кто где дежурит в день дежурства, а когда Таня отсутствует в школе эту работу выполняет Даша).
- Общие нормы, установки и способы поведения (Обычно при приближении концертов или праздников Юля находит песни и разучивает их с нами, Лиза и Рома рисуют, Даша фотографирует).
Тип группы:
- Малая естественная группа (численность – 22 человека)
- Реальная группа (наш класс существует, в нем присутствуют непосредственные взаимоотношения и контакты учеников друг с другом)
- Первичная группа (между нами в классе существуют непосредственные контакты, разнообразные эмоции друг другу)
- Референтная группа (в классе мы влияем друг на друга, выбираем себе эталон, сравниваем себя, меняемся, а это влияет на нормы поведения человека, поэтому все три класса в нашей параллели отличаются друг от друга).
- Формальная группа ( наш класс сформирован для того, чтобы мы получили образование, мы учимся в классе (в гимназии) для того, чтобы набраться знаний,сдать экзамены и получить аттестат - это и является нашей общей целью)
По типу отношений:
- Официальные отношения (учитель задал письменное задание в тетради, на следующий урок собрал его на проверку, по уставу школы должны соблюдать форму, не черкать на партах)
- Неофициальные отношения (мы каждый выбираем с кем общаться в классе, с кем сидеть за партой, с кем выполнять работу, когда просят распределиться на группы и т.п.)
- Деловые отношения (выполнение домашнего задания, участие в олимпиадах, что повышает рейтинг класса)
- Личные отношения (один ученик дает одному списать домашнее задание, а другому не дает, это обусловлено симпатиями и антипатиями к определенным людям)
- Рациональные отношения (со временем мы узнаем друг друга лучше, знаем качества друг друга, знаем, кто ответственен, кто всегда поможет, у кого какие знания в определенных областях, с кем лучше делать совместные работы по тем или иным предметам и т.п.)
- Эмоциональные отношения (основываются на индивидуальном восприятии учеников друг друга, каждый по своему относится к тому или иному однокласснику)
Интеграция
- Первый слой (Мы контактируем друг с другом, и эти контакты основаны на эмоциональном восприятии друг друга)
- Второй слой (Репетиции к выступлению класса на концерте является совместной деятельностью класса, но иногда не все могут или хотят приходить на такие репетиции, что немного ломает второй слой)
- Третий слой ( В пример можно поставить ситуацию, когда учитель говорит, что если все правильно ответят на вопросы, он не задаст домашнее задание. В данной ситуации все ученики принимают единую цель – не получить домашнее задание, но не каждый, например, учил параграф и может ответить на поставленные вопросы)
Группа по книге Лутошкина:
Я считаю,
что наш класс находится на ступени «Мерцающий маяк». Класс сейчас у нас дружный, но все-таки иногда еще вспыхивают небольшие ссоры. Нередко у нас в гимназии проводят концерты и конкурсы. Иногда
все ребята делают что-то для класса, стараются как лучше, а то вдруг затихнут и сидят, как кроты в
норе. Конечно, так бывает не со всеми. Ну а также есть часть ребят, которая постоянно активно работает.
Комментариев нет:
Отправить комментарий