Из истории русской
философской мысли
«Философия
истории и социальная философия... — вот главные темы русской философии.
Самое значительное и оригинальное, созданное российскими мыслителями, относится
к этой области».
С. Л. Франк
Русская философская
мысль XI—XVIII вв.
Древний идеал Святой Руси нашел свое новое
развитие в период становления и укрепления Московского царства. Из курса
истории вы знаете, что это было связано с падением Византийской империи. В
сознании народа сложился взгляд на Московское государство как на наследника
исторической роли Византии.
С конца XVII в. началось постепенное обособление философии от богословия. В нового типа учебных заведениях — Киево-Могилянской академии и Славяно-греко-латинской академии в Москве — вводились самостоятельные философские курсы. Первыми преподавателями в Московской академии были братья Лихуды. Они реже, чем это было принято, обращались к сочинениям отцов церкви, зато охотно цитировали Аристотеля, Фому Аквинского, проявляли симпатии к католицизму.
Значительные перемены,
происходившие в российском обществе в XVIII в., охватили все его сферы,
включая духовную культуру. Одним из интеллектуальных центров стала «ученая
дружина» Петра I. В нее входили такие самобытные мыслители и крупные
общественные деятели, как Ф. Прокопович, В. Н. Татищев,
И. Г. Посошков, А. Д. Кантемир.
В послепетровскую эпоху философская мысль получила дальнейшее развитие в трудах таких выдающихся мыслителей, как М. В. Ломоносов(1711—1765 гг.) и А. Н. Радищев (1749—1802 гг.).
В заключение отметим, что одним из центров развития философской мысли в России стал основанный в 1755 г. Московский университет. Здесь был создан философский факультет с кафедрами красноречия, физики, истории, собственно философии.
С конца XVII в. началось постепенное обособление философии от богословия. В нового типа учебных заведениях — Киево-Могилянской академии и Славяно-греко-латинской академии в Москве — вводились самостоятельные философские курсы. Первыми преподавателями в Московской академии были братья Лихуды. Они реже, чем это было принято, обращались к сочинениям отцов церкви, зато охотно цитировали Аристотеля, Фому Аквинского, проявляли симпатии к католицизму.
М. В. Ломоносов |
В послепетровскую эпоху философская мысль получила дальнейшее развитие в трудах таких выдающихся мыслителей, как М. В. Ломоносов(1711—1765 гг.) и А. Н. Радищев (1749—1802 гг.).
В заключение отметим, что одним из центров развития философской мысли в России стал основанный в 1755 г. Московский университет. Здесь был создан философский факультет с кафедрами красноречия, физики, истории, собственно философии.
Философские
искания XIX в.
Как
уже отмечалось, философия в качестве самостоятельной, систематизированной
области знания сложилась в России в XIX в. Как и свойственно философскому
знанию, в ней было множество течений, направлений. Не имея возможности даже
бегло охарактеризовать все богатство философско-мировоззренческой мысли,
коснемся лишь той проблемы, которая волновала все просвещенные русские умы того
века, — это вопрос о месте и роли России в мировом историческом процессе.
П. Я. Чаадаев |
Философ полагал, что осуществление истории есть реализация Божественной воли. Культурные достижения западных стран свидетельствуют, по его мнению, о том, что именно Запад избран Провидением для осуществления своих целей, — отсюда европоцентризм Чаадаева, его симпатии к католицизму.
Многие историки считают, что именно Чаадаев стоял у истоков западничества — одного из ведущих идейно-мировоззренческих направлений XIX в. Его основные установки разделяли А. И. Герцен, К. Д. Кавелин, Т. Н. Грановский и др. Не менее известен и круг философов и писателей, развивавших идеи славянофильства: А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, братья Аксаковы.
Ф. М. Достоевский |
Философская мысль в России развивалась не только в традиционных академических формах: университетские курсы, научные трактаты, полемика в периодических изданиях. Напряженные размышления над фундаментальными вопросами бытия, замечательные философские прозрения мы находим и в произведениях русской классической литературы. Особенно замечательно в этом отношении творчество Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского.
Цивилизационный
путь России: продолжение споров.
Первая четверть прошлого столетия стала периодом
активной творческой деятельности целой плеяды отечественных философов. Среди
них — Н. А. Бердяев (1874—1948 гг.), С. Н. Булгаков (1871—1944 гг.), П. А. Флоренский (1882—1937 гг.), Г. Г. Шпет (1879—1937 гг.). Оформились различные философские
течения: материалистическая марксистская философия, религиозный экзистенциализм,
русский космизм и др.
Остановимся
более обстоятельно на одном из течений — евразийстве, идеи
которого некоторые современные философы считают созвучными нашему времени.
Евразийская доктрина начала 20-х гг. XX в. утверждала: Россия есть
Евразия, третий, срединный материк, это особый исторический и этнографический
мир. Эпоха господства Запада должна смениться временем лидерства Евразии.
Язычество рядом сторонников этого направления рассматривалось как потенциально
более близкое православию, чем другие христианские исповедания. В антизападных
настроениях евразийцев можно увидеть влияние идей славянофильства.
Н. А. Бердяев |
В советский
период в социальной философии и исторической науке утвердился в достаточно
догматическом виде марксистский формационный подход. Главное отличие
нашего государства, по мнению советских исследователей, состояло в том, что оно
уже поднялось на новую, более высокую ступень развития и своим созидательным
трудом прокладывает дорогу в будущее всему человечеству.
Ликвидация
на рубеже 80—90-х гг. XX в. марксистского идеологического монополизма
в отечественном обществознании, восстановление плюрализма подходов и оценок
привели к критике формационной модели общества и усилению внимания к
цивилизационному подходу, предполагающему большее внимание к анализу проявлений
особенного, прежде всего в культурно-духовной сфере.
Вновь возникли споры о цивилизационной принадлежности России.
Одни исследователи считают, что Россия и сегодня должна быть отнесена к группе стран с преобладанием традиционных ценностей. Подтверждением этого служат: высокая степень централизации государственной власти; более низкий, в сравнении со странами Запада, уровень экономического развития; отсутствие надежных гарантий основных прав и свобод личности, в том числе и права частной собственности; приоритет государственных и общественных ценностей над личными; отсутствие зрелого гражданского общества.
Другие полагают, что Россия представляет собой вариант западной цивилизации «догоняющего» типа. Они ссылаются, в частности, на определяющую роль промышленного производства в экономике страны, высокий уровень образованности населения, ценность в обществе науки и научного знания.
Вновь возникли споры о цивилизационной принадлежности России.
Одни исследователи считают, что Россия и сегодня должна быть отнесена к группе стран с преобладанием традиционных ценностей. Подтверждением этого служат: высокая степень централизации государственной власти; более низкий, в сравнении со странами Запада, уровень экономического развития; отсутствие надежных гарантий основных прав и свобод личности, в том числе и права частной собственности; приоритет государственных и общественных ценностей над личными; отсутствие зрелого гражданского общества.
Другие полагают, что Россия представляет собой вариант западной цивилизации «догоняющего» типа. Они ссылаются, в частности, на определяющую роль промышленного производства в экономике страны, высокий уровень образованности населения, ценность в обществе науки и научного знания.
Словарик:
Деизм — религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение Им мира, но отрицающее большинство
сверхъестественных и мистических явлений, божественное
откровение и религиозный догматизм.
Всеединство
- философское учение (идея, принцип),
раскрывающее внутреннее органическое единство бытия как универсума в форме
взаимопроникновения и раздельности составляющих его элементов, их
тождественности друг другу и целому при сохранении их качественности и
специфичности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий